Освоение Сибири.

Прежде всего,  надлежит сообщить читателю основные сведения о населении Сибири до начала русской колонизации ее и о взаимоотношениях местного населения с появляющимися русскими. Общая численность населения Сибири в первой половине 17 века оценивается в 200 тысяч человек. Эта цифра и последующие демографические данные исследователи извлекают из ясачных книг  17-18 веков и данных переписей 18-19 столетий. (Скобелев С.Т. Демография коренных народов Сибири в ХV11 –ХХ веках; Долгих Б.О. Общая численность коренных народов Сибири в ХV11 веке).

В Сибири обитали народы, принадлежащие к разным языковым семьям: угро-финской, алтайской, тюркской, монгольской, тунгусо-манжурской. Принадлежность некоторых языков сибирских народов к какой-либо языковой группе до сих пор вызывает споры среди лингвистов.

 Якуты и буряты были скотоводами. Охота, рыболовство и оленеводство были главным занятием множество различных племен населявших бескрайние пространства, покрытые  тайгой. Народы тундры разводили оленей, а народы обитавшими на самом берегу океана промышляли на морского зверя. (см. карту народов Сибири).

 Между соседними народами, племенами и родами происходили постоянные стычки за охотничьи угодья и оленьи пастбища, стычки, перерастающие иногда в кровавые войны.

С самого начала русской экспансии в Сибирь царское правительство не только поддерживало первопроходцев, но и тщательно следило, чтобы они не обижали туземное население. В царском указе 17 века дается прямой приказ воеводам: «Воеводам было предписано обходиться с ясачными ласково, а не неволию и не жесточью».  (Шерстнова Л.И. «Русские и аборигены Южной Сибири».  В: « Сибирский плавильный котел: социально-демографические процессы в Северной Азии в ХV11 –начале ХХ веков». Новосибирск. Сибирский хронограф 2004 год). С начала 18 века, когда в Сибирь потянулись крестьяне, Петр 1 издает строгий указ: «крестьянам надлежит селиться только на порожних местах, а ясачных угодий не имать, а тех, кто ясачных людей угодья опустошает, сбивати долой и бить кнутом нещадно».  (Клеандрова В.М. и др. Законодательство Петра1. М. ЮР. Лит-ра 1997 г. стр. 423).

Необходимо отметить, что у русских колонизирующих Сибирь не было каких-либо предвзятых расистских представлений о коренных народах. Уже в 17 веке, когда русские землепроходцы достигли бассейнов Индигирки и Колымы отмечаются нередкие браки между русскими и юкагирками. Юкагиры совсем далекий от русских по языку и быту народ, но это не помешало тому, что уже на первых этапах колонизации края не менее десяти % юкагирских женщин жили вне своих родов с русскими мужиками. Юкагиры здесь приведены просто в качестве примера – такая ситуация была не исключением, а правилом. Так у потомков первопроходцев бассейна Ангары явно прослеживаются  монголоидные черты.. 

Следуя при освоении Сибири традиционной для Московского царства политике, царская администрация включала знатные роды добровольно подчинившихся племен в состав привилегированного сословия российского общества. Так появились обуряченные тунгуские князья Гантимировы,  кандинские князья – Сатыги, якутские тойоны – Сахалтины и т. д.

На фоне природной толерантности русских такая политика властей дала значительный положительный эффект на демографическую ситуацию сибирских народов. Общая численность коренных народов Сибири  за три века выросла с 200 тысяч человек в начале 17 века до 822 тысяч по данным переписи 1897 года. Основное положительное влияние на рост  численности населения коренных народов Сибири оказали два фактора: прекращение междоусобиц, что произошло, начиная с 18 века и освоение некоторых полезных хозяйственных навыков, а также доступность  важных для выживания в тайге и тундре предметов и орудий. Численность разных народов Сибири изменялась очень не равномерно. Численность якут за 250 лет возросла с 40 тысяч до 240 тысяч. А численность юкагир уменьшилась  за это же время с 4775 человек в начале 17 века до 1,2 тысячи в 1897 году. Это примеры. А в целом можно сказать, что численность  скотоводческих народов: якутов, бурят и других – значительно возросла. А численность народов, ведущих охотничий образ жизни, или занимающихся оленеводством изменялась различно. На изменение численности влияли не только чисто демографические процессы, но и процессы ассимиляционные. Интересно, что в первые века освоение русскими Сибири самыми активными «ассимиляторами» были вовсе не русские. А наиболее прогрессивные в хозяйственном отношении коренные народы: якуты, буряты и другие скотоводы. Так в 18 веке происходит «якутизация» таймырских эвенков. К концу 19 века буряты ассимилируют тюркские племена карагасов и сойотов. Отмечают, что 10 процентов бурятских родов имеют тунгусское происхождение.

Численность русского населения Сибири возрастала не столько за счет естественного прироста, но, еще в большей мере, за счет притока населения из коренных областей России. Если мужское суммарное  население Сибири составляло в 1710 году 310 тысяч, то уже к середине 19 века  общая численность населения Сибири равнялось 2 268 тысячам. Первый век освоения Сибири приток русского населения формировался главным образом за счет добровольцев - первопроходцев и служилых людей, направляемых царской администрацией. Среди добровольцев преобладали жители Севера России и казаки. С начала 18 века начинается крестьянская колонизация Сибири и освоение ее рудных богатств. Уже в 1686 году русские землепроходцы начинают выплавлять серебро в Нерчинске.  А с начала 18 века Акинфий Демидов создает заводы по выплавке цветных металлов на Алтае. К концу же этого века в Сибири на различных заводах  трудилось уже более семи тысяч рабочих.

В 18 выходит царский указ разрешающий помещикам ссылать провинившихся крепостных в Сибирь. В 19 веке поток каторжан и ссыльных становится очень существенным источником пополнения населения Сибири. За весь 19 век в Сибирь было отправлено на каторгу и в ссылку около миллиона человек. Причем это были не только русские, хотя они конечно преобладали. Но много было сослано и представителей других национальностей. Среди них необходимо отметить поляков: после подавления каждого восстания в Польше, а их за неполный век было три, - десятки тысяч поляков отправлялось в Сибирь на каторгу или в ссылку. Среди ссыльных поляков было немало высокообразованных и активных людей, и они внесли значительный вклад в изучение Сибири.

То, как происходило продвижение русских в Сибири, читатель может получить четкое представление,  взглянув на карту, на которой указаны маршруты основных экспедиций и походов «охочих людей» и указаны даты основания  острогов. Продвижение землепроходцев происходило в основном по рекам. При переходе из бассейна одной реки в бассейн другой использовалась технология волока или строили новые суда. В 17 веке основание острогов – являлось основной формой закрепления территорий.  Остроги -  поселения, огороженные бревенчатыми стенами со сторожевыми башнями – достаточно надежно защищали их обитателей от нападений окружающих племен, которые иногда восставали против пришельцев. Хотя,  как было сказано выше,  продвижение русских на Восток по сибирским  просторам происходило в основном мирно. Вооруженные стычки с аборигенами то здесь, то там происходили весь 17 век. Но к началу 18 века вооруженные столкновения между русскими и коренными народами повсеместно прекратились. Прекратились и межплеменные раздоры. С этого времени русские начали селиться вне стен острогов в основном по долинам рек.

Какие потери понесли коренные народы в военных столкновениях с русскими за весь 17 век?  Общая оценка эти потерь – не более двух тысяч человек: около 0,5 тысячи ненцев, приблизительно 0,3 – 0,4 тысячи тунгусов и якут, несколько сот бурят, примерно тысяча представителей саяно-алтайских народов. Поэтому представляется правильнее говорить: освоение или присоединение Сибири, а не завоевание Сибири.

В военном отношении ни один из коренных народов Сибири не мог противостоять русским первопроходцам владевшими огнестрельным оружием и более высокими воинскими навыками. Дружины первопроходцев были малочисленны по сравнению с  отрядами нападавших на них аборигенов, вооруженных луками и дротиками. «Огневой бой» и воинская выучка неизменно выручали русских. Не следует отказать воинам сибирских народов в смелости и мужестве. Так русские отмечали высокий боевой дух у «князьцов» ханты и манси. Особенно ожесточенное и продолжительное сопротивление русским оказали ненцы. Их называли даже: «кровавая самоядь». В 1644 году  юрацкая самоядь разорила посад Пустозерска, а в 1662 году сожгли сам городок. Такой эпизод – редкое исключение.   Правильно выстроенные отношения с коренными народами, отсутствие у русских какого-либо высокомерия и, наконец, явная выгода, получаемая от общения с представителями более высокой культуры, склонили эти народы к мирному сосуществованию.

Естественно выделяются такие этапы освоения Сибири. Первый - 17 век, когда русские впервые появились на сибирских просторах, были вооруженные стычки и русские землепроходцы селились только под прикрытием стен острогов.  Следующий век вооруженные стычки прекратились, и началось свободное расселение русских вне крепостных стен. С 19 века начался мощный приток населения из центральных и западных областей Российской империи, поток, включающий в себя очень значительную струю ссыльных и каторжан, и все интенсивнее происходят ассимиляционные процессы и процессы  метизации.  Происходит бурное развитие производительных сил Сибири.

Но вернемся в 17 век. Чтобы читатель мог нагляднее представить себе, как первопроходцы осваивали новые земли, я приведу краткие сведения об одном  таком походе.  Для такого примера я выбрал поход к берегам Охотского моря, совершенный под водительством Ивана Юрьевича Москвитина. Именно небольшому отряду Москвитина суждено было первыми выйти на берег Тихого океана.

Томский казак Москвитин прибыл в Якутск из Томска в составе казачьей дружины атамана Дмитрия Епифановича Копылова в 1637 году. Путь из Томска до Якутска занял около года.  Весной следующего года весь отряд отправился по Лене к устью Алдана на Восток. Пять недель на бечеве и шестах поднимали казаки струги вверх по течению Алдана. За это время первопроходцы сумели подняться на сто километров выше устья Маи. Здесь была сделана остановка и поставлено зимовье, названное Бутальным.

От эвенского шамана через переводчика Семена Петрова казаки узнали, что к Востоку от бассейна Лены находится теплое, т.е. не покрытое льдом море, а к Югу находится большая река, называемая Чилкор или Шилкор, в долине которой живут племена занимающиеся земледелием и скотоводством. Вот эти-то рассказы и манили первопроходцев. В отряд был взят проводник - эвен или как их называли в то время  - аламут. Аламуты обитали как раз где-то на побережье теплого моря. Они близкие родственники эвенков, кочевавших со своими оленями по бескрайним таежным просторам Восточной Сибири. Языки этих народов достаточно близки, чтобы переводчик, понимавший на эвенкском языке, уразумел и по   аламутски.

Копылов отправил отряд на юг с целью достичь большой реки, текущей с запада на восток. Из-за голода отряду пришлось вернуться с полпути, не перевалив водораздела Лены и Амура. В следующем году Копылов поручил Москвитину во главе отряда в 30 человек  идти на восток до теплого моря. И в мае 1639 года отряд двинулся в путь. До нашего времени дошли отчеты об этой экспедиции самого Москвитина и якутского казака, бывшего в отряде Н.И. Колобова. Вот эти «сказки», как тогда называли такие отчеты, и карта Дальнего Востока, составленная К. Ивановым в 1642 году со слов Москвитина и членов его отряда, и позволяют проследить маршрут и основные события этого похода.

В мае отряд Москвитина двинулся в путь. За 8 дней по Алдану дошли до устья Маи. Далее отряд поднимал дощак вверх по течению Маи, в основном с помощью бечевы и шестов и только изредка удавалось идти на веслах. Через 6 недель  дошли до небольшого, мелкого левого притока Маи, названного проводником эвеном Нудымом (138 градусов 20 минут восточной долготы). Проводник сказал, что это удобный путь через хребет Джуг-Джур, являющийся водоразделом между Леной и речками, текущими в теплое море. Здесь казаки бросили дощак и построили два легких струга. На них за 6 дней дошли до истока Нудыма. Налегке за один день перевалили через перевал. Построили новый струг и на нем за 8 дней спустились до водопадов, о существовании которых казаки были заранее предупреждены проводником. Водопады обошли по берегу и, построив новый струг, вмещающий 30 человек, за 5 дней спустились до устья реки, впадающей в море. Так прозаически рассказано о выходе первопроходцев на берег Тихого океана. «Теплое море» - это, конечно море Охотское. Весь переход от устья Маи до берега океана занял чуть более двух месяцев.  В августе1639 года русские землепроходцы достигли берега Тихого океана.

Первоначально это море Тихого океана называли «Аламутским» в честь обитавших на его берегу аламутов. Но потом казаки переименовали его, назвав Охотским морем. Интересно, почему появилось такое название? При исследовании берега к северу от первоначального выхода на море казаки обнаружили реку, которую назвали Охота. Само это название происходит от искаженного эвенского слова «Акат», что на языке эвенов значит просто река. Река Охота далеко не самая большая среди рек, впадающих в Охотское море, но казаки поставили там острог, назвав его Охотским. Эти места были богаты пушниной и рыбой, и там было сравнительно густое население. Вот такие причудливые обстоятельства иногда определяют географические названия.

Казаки отряда Москвитина за  двух летних срок своей экспедиции обследовали более 1700 километров берега Охотского моря. На севере они достигли Таунскую губу, на юге в следующем году, построив зимой морские кочи, дошли до устья Амура. При этом походе казаки обошли с юга Шантарские острова, вполне определенно указав на их местоположение в своих «сказках». Казаки собрали не только богатый ясак соболиными шкурками, но дали довольно подробные сведения о народах, обитающих по берегу Охотского моря и в низовьях Амура. Описали реки, впадающие в Охотское море, назвав их, используя эвенские этнонимы: Ура, Охота, Кухтуй, Ульба, Иня, Тауй. В сказках  Москвитина и Колобова есть сведения о племени «гиляков сидячих», обитающих в низовьях Амура и промышляющих в основном рыбой. Приводятся сведения об Амуре, Зее и Амгуни и обитающих в долинах этих рек племенах бородатых людей – дауров. Указано, что дауры занимаются разведением крупного рогатого скота и сеют зерновые.

Во время первой зимовки весной казакам Москвитина пришлось отражать нападение эвенов. Они без потерь справились с этой задачей. Во время южного похода услышали рассказ гиляков о нападении на них бородатых людей, по-видимому, дауров. Дауры перебили около 500 гиляков. Казаки сами побывали на месте этого побоища, случившегося незадолго до прибытия казаков. Последняя зимовка отряда Москвитина была в устье реки Алдома (56 градусов 45 минут северной широты).  Весной 1641 года казаки перевалили опять хребет Джуг-Джур, и, сплавившись по Мае и Алдану,  в середине июля прибыли в Якутск. Результаты похода Москвитина получили хорошую оценку местного начальства: Москвитину был присвоен чин пятидесятника, участники экспедиции получили от 2 до 5 рублей каждый, некоторые были награждены отрезами сукна. Это считалось, по-видимому, щедрой наградой.

В сказке Колобова особо отмечается богатство тех рек рыбой.  «А рыба большая, в Сибири такой нет. Столько де ее множество – только невод запустить и с рыбой никак не выволочь». Москвитин в своей сказке отмечает, что на юг надо посылать большой отряд, не менее тысячи человек  и с пушками. Поражает как быстро и умело строили казаки те или иные плавучие средства, в зависимости от ситуации, поражает их наблюдательность,  умение добывать сведения у аборигенов. Их удивительная жизнеспособность.