Личность  Петра Первого.

Когда я мучительно обдумывал, с какого бока лучше подступиться к этой явно не простой теме, Библиотечный Ангел взял меня за руку и подвел к полке книжного магазина и сразу же указал на книгу Даниила Гранина – «Три любви Петра Великого». (М. Олма медиа групп 2012 г.).

Д. Гранин – безусловно, талантливый писатель, а эту книгу  смело можно отнести к числу его удач. Но, кроме того, что это весьма оригинальное по форме произведение интересно само по себе, оно дало мне ценный ключ к раскрытию личности Петра. Ключ, позволяющий сделать это максимально кратко и непредвзято.

Гранин в своем повествовании о Петре широко использует  уникальный источник правдивой информации о нем: труд Якоба фон Штелина – «Подлинные анекдоты Петра Великого, слышанные от знатных особ в Москве и Санкт-Петербурге».  Я, вслед за Гранином, использую труд Штелина, но на свой манер: Гранин на основе анекдота строит иногда целую новеллу, я же вынужден условиями выбранного жанра, мало того, что жестко отобрать исторические анекдоты, но и очень кратко, своими словами, изложить обстоятельства каждого случая, сохранив полностью только прямую речь самого Петра и его собеседника. Из 150 анекдотов, имеющихся в коллекции  Штелина  и в сочинении И.И. Голикова,  я привожу всего 20. (Краткую информацию о Я.Я. Штелине и И.И. Голикове смотри в примечаниях к этому параграфу).
             Но, прежде чем перейти к историческим анекдотам, я приведу две зарисовки  Петра, сделанные его современниками. Так читателю легче будет живее себе представить этого необыкновенного человека.

Познакомившись с молодым Петром во время его первого путешествия в Европу (169  - 169 г.г.) высокообразованная курфюстина Ганноверская София так описала свои впечатления о нем.

«Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица и благородная осанка, он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны.

Но при всех достоинствах, которыми надарила его природа, желательно было бы, чтобы в нем поменьше было грубости. Это государь очень хороший и вместе с тем очень дурной… Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум».

В 1717 году Петр уже умудренный опытом, много свершивший, победитель Карла Х11, признанный уже Преобразователь России, вновь посетил Европу. При его визите в Париж герцог Сен-Симон, известный писатель и летописец  французского двора дает такой портрет Петра.

« Он очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав с круглым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком. Цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные  глаза, большие, живые и проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается.  В противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые появляются не часто, но искажают и глаза и  все лицо, пугая всех присутствующих.

Судорога длится обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делается странным, как бы растерянным, потом все сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести». (http://www. Planet-x. net.ua/history_person._petr1_8.HTML)

Эти зарисовки сделаны людьми наблюдательными, искушенными и независимыми от Петра.

Наиболее точное представление о человеке можно получить на основании достоверных сведений о его поступках.  Если поступки были  интересны, поучительны или забавны чем-либо для потомков, их называли историческими анекдотами. А.С. Пушкин очень любил этот жанр. Так доверимся же его безупречному вкусу и постараемся представить Петра 1 посредством этого уникального по выразительности и краткости жанра. Благо, что материал, собранный Я. Штелиным сделать это позволяет. Все выбранные из коллекции Штелина для этой книги анекдоты о Петре Великом я разделил на три группы. Группы эти различаются по  состоянию, в котором находился Петр во время описанных в данном анекдоте событий. К первой группе отнесены анекдоты с бытовыми событиями, в этих событиях нет какого-либо особого напряжения, Петру ничего не угрожает. Ко второй группе отнесены случаи, в которых происходят острые столкновения Петра с  людьми его круга, но нет угрозы для его жизни. К третьей группе отнесены эпизоды, в которых жизнь Петра подвергается или только что подвергалась непосредственной опасности.  Таким образом, можно увидеть Петра как бы в трех различных по глубинной психической сути зеркалах: обыденной обстановке, острого конфликта и смертельной опасности.

  1. Во времена Петра любимым занятием знати была псовая охота. Однажды юному Петру предложили развлечься таким способом, на что он ответил: «гоняйте сколько  угодно, диких зверей, сие  не доставляет  мне никакой веселости, покамест я вне государства дерзкого врага гнать должен, а внутри онаго диких и упорных подданных имею» (анекдот № 33 из книги Я.Я. Штелина   «Подлинные анекдоты Петра Великого, слышанные от знатных особ в Москве и Петербурге»).

                      Продолжая тему – высказывания Петра о праздных занятиях             привожу его ясное и остроумное высказывание об игроках:

  1. «Они либо не имеют вкуса к полезным вещам, коими они могли бы заняться, либо хотят своих товарищей лишить денег. (анекдот № 74 из той же книги)

Из этих двух высказываний Петра вовсе не следует заключить, что Петр не любил празднеств и развлечений. Напротив, он обожал всякие буйства, сопровождаемые часто необузданными выходками, шутейными затеями, фей верками, маскарадами. Эти, иногда многодневные развлечения Петра буквально ужасали многих современников, тем, что они нарушали все представления о благо- пристойности.  Мне представляете, что по этому поводу уместно высказать такое соображение: Петр, отдаваясь этим буйствам, не только давал разрядку своему бешеному темпераменту и удовлетворял потребности своего вкуса к варварскому юмору, но кроме того, решал важную стратегическую задачу. Эта задача состояла в разрушении многих закостенелых стереотипов патриархального быта и формировании нового отношения между людьми. В частности освобождения женщины из теремного затворничества,  преодоления боярского чванства. Но и издержки этих новаций Петра были велики…Курение только одно из них, причем далеко не самое вредоносное. Обсуждение этой  важной темы переношу в раздел о долговременных последствиях петровских преобразований.

 

  1. Молодой Петр, возвращаясь из Архангельска, где он впервые познакомился с морем, на Северной Двине заметил скопление барж. Желая узнать, что там везут, чем люди промышляют,  он пошёл осматривать товар. Доска, положенная поперек баржи, под ним проломилась, и он упал на глиняные горшки. Упал не повредившись, и встав услышал, как горшечник, хозяин того товара сказал: Да немного теперь я привезу домой». Петр сразу же спросил горшечника: «А сколько  думал ты домой привезти»? «Да ежели б было все благополучно – то алтын 46 или  более выручил».  Петр дал ему червонец, сказав: « Вот тебе деньги, которые бы ты выручить надеялся сколь тебе это приятно, столь и с моей стороны приятно мне, что после не сможешь назвать меня причиною своего несчастия». (Анекдот №43 из той же книги. Записано Штейном со слов М.В. Ломоносова).
  2. Однажды, осматривая работу у галерной гавани, сказал командиру оной – поручику Неплюеву: «Я зван на родины, пойдем со мной». Они приехали к работнику команды Неплюева. Петр поцеловал родильницу и подарил ей рубль, выкушал рюмку водки, закусил ее морковным пирогом. При этом, подав кусок пирога Неплюеву, сказал: «Знаешь, брат: это природная пища наша, а не итальянская».(Анекдот №128 стр 135  «Анекдоты о Петре Великом, выбранные из деяний сего монарха и описанные г.г. Голиковым и Штейном». М. 1848 типография Готье издание второе).
  3. Однажды, отдыхая в летнем саду, Петр вслух воскликнул: «Слава Богу! Кажется, я восстановил правосудие». Стоявший рядом на часах гренадер из дворян на это довольно громко сказал: «Все правосудны,  кроме тебя».  Петр, услышав это, спросил: «Как ты смеешь сказать это обо мне? Из чего такое заключение»?  Гренадер сказал ему, что у него была отнята последняя  деревенька, доставшаяся ему от прадеда по государеву повелению в пользу знатного его обидчика и назвал его по имени. Петр спросил: «Правду ли ты говоришь»? Получив утвердительный ответ, призвал караульного офицера и приказал напомнить ему об этом. Утром следующего дня Петр приказал доставить ему из сената все это дело и изучал его до самого обеда. Петр удостоверился, что гренадер был прав, а его недруг так ловко запутал дело, что ввел в заблуждение и Сенат и Государя.  Придя в Сенат Петр сказал: «Мы все, особенно же я должны стыдиться, что столь грубо обмануты хитростью коварного стряпчего; а ты, бездельник, - сказал он с гневным видом обращаясь к обер-секретарю, - ты и не думал предостеречь нас; я тебя научу, как вникать лучше в дела, - отведите его в тюрьму на месяц». Потом приказал стряпчего как ябедника сослать в Сибирь, гренадеру его имение вернуть, у корыстолюбивого обидчика отобрать в пользу гренадера еще столько же земли и крестьян и взыскать с него еще 1000 рублей на госпиталь. (стр. 26 1-ой части той же книги).
  4.       Великий Государь, крайне ненавидя ябедников, издал закон: «Кто на правого бьет челом, и то сыщется, то поступить с челобитчиком, чему достоин быть ответчик, если бы был виновен».

Один купец бил челом на соседа, что корова его, ворвавшись в огород, поела капусту и наделала убытку на триста рублей. Петр узнал об этой ябеде.  Он приказал освидетельствовать суду огород. И было установлено, что убытку не более трех рублей. Петр приказал взыскать в пользу ответчика 300 рублей, а еще взять в казну  3.000 рублей и употребить это на мундиры солдатам.

     Другой  Московский купец бил челом в суд о неплатеже 100 рублей и об убытке понесенного им на 5.000 рублей, сочинив  для обоснования своих претензий целую историю о том, как этот неплатеж привел к гибели всего его имущества в пожаре. Розыск показал, что имение не сгорело, а сгорели только доски, заготовленные для ремонта, а в кладовых находится товар на 20.000 рублей. Петр велел отдать истцу показанные им 5.000 рублей, а все имение с товаром отдать ответчику. (стр. 31и 32 части 4).

  1.       Один разбойник за смертоубийство был приговорен к смерти. Накануне праздника Святого Николая Чудотворца разбойнику удалось передать свою просьбу князю-кесарю Федору Юрьевичу Ромодановскому – главе страшного Преображенского Приказа. При личной беседе разбойник просил князя отпустить его на пять дней домой попрощаться с близкими. Князь поверил разбойнику, так как тот поклялся Святым Чудотворцем, сказав при этом: «Сам Чудотворец не допустит меня солгать».

        Недоброжелатели князя тот час донесли Петру об этом. Отвечая Петру на вопрос, как он мог отпустить разбойника, Ромодановский сказал, что он уверен, что Чудотворец     не позволит солгать. На это Петр сказал: «Ну, дядя, чтобы не отвечать тебе за него, ежели он не будет в срок»!

       Разбойник явился в срок. Князь тотчас же доложил об этом Петру. Петр приказал представить убийцу к себе и спросил его: «Знаешь ли ты, что за сделанное тобой убийство ты должен быть казнен смертию ? Да как же ты, ведая о том, возвратился на известную казнь»?  Разбойник отвечал, что он дал в том порукою Святого Николая Чудотворца и тот, все равно не позволил бы ему нарушить слова. Петр не имел обычая миловать убийц, но в этом случае приказал вместо казни записать разбойника в солдаты и направить в сибирские полки. (стр.15 часть 1).

  1.       Однажды, незадолго до Полтавской баталии, Петр, прибыв в Киевско-Печерскую Лавру. Отслужив святую литургию, Петр удостоил посетить архимандрита в его келье. Соборный монах, обнося гостей угощением, уронил поднос со множеством рюмок на Государя, облив его вином и разбив рюмки в дребезги. Монах не оробел и, указывая на разбитые рюмки, сказал: «Тако сокрушиши, Великий Государь, силы супостатов твоих»! Петр улыбнулся и ответствовал: «Дай Бог, чтобы пророчество твое сбылось»!

        После Полтавской победы Петр опять же будучи в Лавре, потребовал того старца, что опрокинул рюмки и, увидя его, сказал: «Пророчество твое, святой отец, сбылось: супостаты так сокрушены,

как те рюмки, которые ты сокрушил, опрокинув на меня»! и похвалил присутствие его духа. Тогда же повелел посвятить его в лучший монастырь в архимандриты. (стр.22 часть 2).

  1. Очень интересен случай с иконой Богоматери. Петр был на стройке Ладожского канала, когда ему сообщили о том, что в одной церкви в Петербурге икона богоматери плачет  и, что идет молва о не- угодности Богу строительства Петербурга. Петр немедля вернулся в Петербург и сразу же пошел в ту церковь. Он долго стоял перед иконой и потом приказал везти ее во дворец. Там, в присутствии специально созванных людей Петр вынул само изображение из рамки и показал присутствующим, что с обратной стороны изображения Богоматери, как раз напротив глаз, были прикреплены небольшие шарики вещества, которое начинало плавиться при приближении пламени свечей к лику, имитируя слезы. Мне кажется, что этот случай достоин восхищения: в ту эпоху, для глубоко верующего человека, каким, безусловно, был Петр такая наблюдательность, прозорливость и смелость – удивительны.
  2.  Петр после удачного для него сражения с войсками Карла Х11 в 1708 году послал шведскому королю предложение о мире. На что заносчивый Карл ответствовал, что он будет вести переговоры о мире в Москве. Петр по поводу этого ответа заметил: «Мой брат Карл всегда воображает себя Александром; но я ласкаюсь, что он не найдет во мне Дария». (стр. 138 часть 1-2)

Что бесспорно можно сказать о человеке по этим эпизодам? Человек прост в общении с людьми, совершенно лишен чванства, спеси, нет высокомерия и пренебрежения к людям из-за их простого происхождения или бедности. Для царя такие свойства удивительны, уникальны. Человек явно имеет чувство юмора. Ему совсем не чуждо милосердие, Люди ему интересны и он очень ценит способность сохранять присутствие духа, находчивость, верность слову. Искренняя вера в Бога сочетается с рациональным мышлением и неприятием предрассудков.

      Теперь перейдем ко второй группе исторических анекдотов, в которых описаны случаи острых столкновений произошедших у Петра с людьми его круга.

  1.  При начале строительства Ладожского канала Петр подписал указ, чтобы владельцы деревень Новгородской и Петербургской губерний посылали на работу своих крестьян.

Указ был отправлен в сенат. На том заседании сенатор  Василий Долгорукий отсутствовал. На следующий день явился он в сенат и ему на подпись дали протокол с утверждаемым указом. Долгорукий стал с жаром убеждать сенаторов в необходимости отменить указ, ввиду его разорительности. Сенаторы не соглашались с князем Василием, и тогда он в запальчивости разорвал указ. Сенаторы ужаснулись, а князь сказал, что за это будет отвечать перед Богом и Государем.

            В это время Петр вошел в залу заседания сената. Генерал-прокурор с трепетом подал ему изодранный Долгоруким указ. Петр пришел в сильный гнев: «Что побудило тебя сделать неслыханное преступление против верховной власти»?  Князь ответствовал: «Ничто иное, как ревность моя к твоей славе и к благосостоянию твоих подданных». Далее он внятно объяснил, почему этот указ в конец разорит его подданных,  что нельзя, следуя примеру Карла Х11, разорять свою землю. И что можно на работах на строительстве канала использовать пленных шведов ( а их было к тому времени не мало – А.М.) и работников из других менее пострадавших от войны губерний. Петр, несколько подумав, сказал: «Хотя я так было сперва и положил, однако ж дело еще рассмотрю и дам сенату последнее о том повеление». И указ был пересмотрен. (записано от горного советника фон-Гейстера, рассказано им как об общеизвестном в Петербурге факте. Анекдот  №51 стр. 171 часть 3-4) .

12.Незадолго до заключения мира со Швецией, Петр в сенате повелел подготовить указ набирать работников по губерниям для строительства Петербурга. Князь Долгорукий опять возразил ему: «Пора бы губернии-то освободить от этого». Петр на это  вопросил: «Что же, по-твоему, надо остановить работы»?  Князь сказал  Государю: «Пора уже обедать, а за хлеб-соль не бранятся» и пригласил Государя на обед, обещая там сказать, как  можно дело уладить.

       За чаркой водки князь предложил использовать на  строительных работах часть армии, свободную к тому времени от войны. Петр благодарил князя, и указ свой уничтожил. ( Анекдот 5о стр. 171 часть 3-4 - сообщено адмиралом Алексеем  Ивановичем  Нагаевым и засвидетельствовано Авраамом Петровичем Ганнибалом – прадедом Пушкина). 

13.Петр,  в 1710 году потребовал для армии хлеба в больших, чем прежде количествах. И поручил Меньшикову от своего имени обратиться с сим к сенату. Сенат постановил собрать этот хлеб с Новгородской губернии, как ближайшей. Все подписали, кроме Ивана Михайловича Головина. Прибыл Петр. Прочтя указ, он был им доволен. А Головин, при каждой строчке, читаемого указа, качал головой и повторял: «»Какие умные головы, слышь ты»! А по прочтении разодрал указ пополам, взял лист чистой бумаги и начал писать.

        Великий Государь с крайней досадой вскочил с кресла и подбежал к нему, казалось хотел Головина ударить, но остановился и полюбопытствовал посмотреть, что же тот пишет. Головин, как бы, не примечая ничего, продолжал писать. Государь, читая из-за него писанное им, дождался окончания. А написано было: «Стыдно и грешно сенаторам возлагать на отягощенный и без того народ новое бремя, когда сами без большого отягощения поднять могут оное на себя: настоящую нужду в провианте пополнить они  могут из своего запасенного хлеба, который у них есть в Петербурге и в деревнях их; вследствие чего Иван, Головнин приемлет на себя поставить десять тысяч четвертей». Государь поблагодарил Головина за усердие. Другие сенаторы последовали его примеру, а Меньшиков взял на себя тройное бремя. (Анекдот 45  стр.146 ч. 1-2).

  14.      После еще одной подобной оказии, когда все тот же князь Василий Долгорукий, вопреки первоначальному замыслу Петра, предложил освободить губернии от тягот поставки дополнительного хлеба флоту, возложив эти тяготы на сенаторов, Петр, выслушав князя, поцеловал его в голову и сказал. «Спасибо, дядя! Ты, право, умнее меня, и не напрасно  называют тебя умником». На что князь ответствовал: «Государь, я не умнее, но у меня меньше дел и потому есть время обдумать. А у тебя же их без числа, так и не дивно, что иного и не обдумаешь». Петр, выслушав это, разорвал указ при всех. (Анекдот  49 стр. 168)

15.  Известно, что великий Государь, не любя пышности и шума при дворе своем, оставил великолепие Двора Монаршего представлять князю Меншикову.

        Меншиков имел при себе пажей из дворян. Он просил Петра пожаловать их в офицеры.  Петр на эту просьбу отвечал: «Не будучи солдатами, офицерами  быть нельзя, но я об этом подумаю». И послал Г. Черкасова сказать Меньшикову, что пажей его может записать солдатами в его гвардейский полк. Но князь объявил их сержантами. Петр, узнав об этом из рапорта, послал Черкасова, сказав: «Нельзя, чтоб Меньшиков преступал мое повеление». Меньшиков, выслушав слова Петра от Черкасова, сказал ему: «Это все от тебя, подьячий, ты уже не раз подводил меня под гнев Государя, но я с тобой управлюсь». И поехал к Петру. Но застав его в гневе упал на колени, прося прощения. Петр отлупил его палкой, но через три дня произвел пажей в сержанты (стр. 5 часть 4)

16. Гневаясь на свою сводную сестру царевну Софью, которая постоянно строила ему козни и неоднократно пыталась его погубить, Петр часто выходил из терпения и однажды был даже готов ее порешить, казнив. Но стоило только Лефорту, присутствовавшему при этом, напомнить ему, что она ведь сестра его и что только туркам свойственно обагрять руки свои в крови родных своих, Петр сразу остыл и вместо казни ограничился только личным выговором. Выходя от Софьи, он сказал Лефорту: «У нее великий разум, но жаль, что она так зла».

      Но и после этого прощения Софья продолжала злоумышлять на жизнь Петра. После раскрытия одного из таких заговоров,  Петр в гневе вошел в келью, где содержалась Софья и начал уличать ее в злоумышлениях. Софья не только отрицала очевидные улики, но и дерзко обвиняла самого Петра в смятениях. Петр, доведенный до крайности, воскликнул: «Умри, злодейка» и выхватил меч. В тот миг двенадцатилетняя девушка, бывшая в услужении у Софьи, бросилась к ногам Государя с криком:  «Что ты делаешь, Государь, смотри, она родная тебе сестра»! Слово это остановило его, и он, помолчав минуту, опять простил непокорную и мятежную сестру. А девушку поцеловал в голову, сказав: «Спасибо, девочка, я тебя не забуду». (стр. 37 часть 1).

      Приведу еще четыре случая, когда Петр действовал в условиях смертельной опасности или сразу же после того как  она миновала.

17. После подавления стрелецкого бунта, воздвигнутого царевной –правительницей Софьей, во время которого Петр, спасая свою жизнь, был вынужден бежать в Троицко-Сергиевую Лавру, он приказал казнить только главных зачинщиков бунта. Среди них было три брата.  Их мать решилась просить Государя о помиловании. Когда Петр входил в церковь на молебен, она пала ему в ноги с криком: «Кто же будет меня кормить? Кто старость мою призрит, надежа-государь, когда я останусь без них» ?  Петр ответил ей: «Я простить их не могу, не нарушая справедливости и моего долга, они забыли страх Божий и крестное целование, восстали на меня, законного Государя, а, следовательно, и на отечество, спокойствие  которого дороже мне всего на свете». И винил ее как мать, что она так их воспитала.

         Но старуха мать вторично бросилась ему в ноги при его выходе из церкви. Петр велел ей встать и сказал: « Послушай, старуха! Бог поставил меня царем и вручил мне меч правосудия для охранения спокойствия общего; не прогневлю ли я Его, спасая Его врагов? …Я сам плачу с тобой вместе о пролитии крови злодеев, но долг мой превозмогает сожаление, и так как дети твои злодеи нераскаянные, они  должны умереть. Они были участниками и первого бунта и причиною пролития невинной крови…(Во время первого стрелецкого бунта, когда Петру было всего 10 лет, его дядя и еще несколько близких ему людей были брошены с крыльца  на пики стрельцов и растерзаны ими  у него на глазах. А.М.)

        Но все же Петр, сказал старухе, которая не унималась в своих мольбах: «Ну, что делать! Даю тебе одного, выбери из них одного, кого больше любишь» - и отдал соответствующее распоряжение, чтобы старуху-мать отвели в тюрьму, где были заключены ее сыновья и выпустили с ней на волю одного из них.

       Мать, после долгих рыданий, выбрала младшего сына и с ним вышла из монастырской тюрьмы. В воротах монастыря ее сын споткнулся, упал и, разбив себе темя, тот час же  испустил дух.

      Петр, узнав об этом сказал: «Я согрешил, как человек , простя злодея, недостойного жизни. Но Суд Божий решил иначе, не попустя  остаться ему в живых, и это впредь послужит мне уроком: не прощать злодеев вредных обществу». (стр.3 часть 2).

       Эта изумительная история, конечно, не нуждается ни в каких комментариях: любые будут бледны в сравнении с фактами. Но задуматься о Промысле Божьем и его понимании Петром, читателю следует.

17. Намерение Петра послать русских юношей учиться за границу в конец смутило умы некоторых стрельцов. Зимой 1695 года в избе одного из стрельцов собралась группа заговорщиков, о чем доложили Петру. Петр послал своего денщика за караульным офицером гвардии, распорядясь не медля послать туда 12 гренадер, а сам не дожидаясь их прихода, вошел в залу, где пировали заговорщики, сказав им, что зашел на огонек обогреться.

       Заговорщики, оправившись от изумления, собирались уже исполнить за мысленное, но Петр, будучи один против четверых, сказав, что уже обогрелся, вышел из зала и припер дверь с той стороны,  не позволив им убежать. А тут подоспели и гренадеры. (стр. 8 часть 2).

18. Во время очередного возмущения стрельцов два офицера: Зикель и Соковников и с ними их рота решили умертвить Государя. А чтобы заманить его решили зажечь посреди Москвы два дома, так как знали, что царь на пожар являлся впереди всех, и при тушении пожара окружить  и заколоть его. Решив так, заговорщики устроили попойку. Два стрельца, убоявшись намеренного и мучимые совестью, выдали этот план самому царю, добившись свидания с ним.

        Петр написал записку капитану лейб-гвардии Преображенского полка Лопухину, приказав ему тихо собрать свою роту и к одиннадцати часам вечера прибыть к дому Соковникова, окружить его и всех бывших там схватить. Лопухин действовал точно по письменному приказу, а Петр, почему-то полагая, что он указал не 11, а 10 часов явился один, взяв с собой только своего денщика к заговорщикам. Его не остановило даже то обстоятельство, что прибыв к дому Соковникова, он не обнаружил там караульных солдат. Вопреки всему он вошел прямо в комнату, где собрались заговорщики.

        Заговорщики, увидя царя, встали, как бы изъявляя почтение. Петр сказал, что он зашел случайно, увидев свет в окошке.  Внутренне он негодовал на опоздание стражи, но внешне держался спокойно, как будто бы все в порядке. Он присоединился к пирующим заговорщикам, выпил с ними несколько рюмок водки. Время шло и один из заговорщиков, подмигнув, тихо сказал Соковникову: «Пора, брат»! Соковников, не желая еще раскрыть умысел, подмигнув ему, отвечал: «Еще нет»! Петр, услыша это, вскочил в ярости и ударил Соковникова кулаком в лицо так, что тот упал. При этом он произнес громовым голосом: «Ежели тебе еще не пора, так мне пора. Вяжите этих скотов»! И в эту самую минуту вошел Лопухин и за ним солдаты. Изменники по приказу Петра повязали друг друга, а Петр дал капитану пощечину, упрекнув его, что он в назначенный час не явился. Лопухин показал  Петру  его письменное повеление, где говорилось о прибытии в 11 часов. Петр поцеловал капитана в лоб, признав его усердным офицером. (стр. 13 часть 2).

19. Кикин, бывший тогда, наряду с Меньшиковым, денщиком Петра, вознамерился Петра убить.  Ночью он подошел к нему спящему и, приложив пистолет к голове спящего царя, разрядил его.  Но произошла осечка. Сменив кремень, Кикин повторил свою злодейскую попытку. И снова осечка. Тогда, он, придя в ужас, разбудил Петра, Петр, изумившись такой смелости и спросил, что случилось. Кикин, став перед ним на колени, начал говорить: о своем преступном намерении  такими словами: «Бог послал меня сказать тебе, что Промысел Его Святой одержит тебя в отменном своем покровительстве, и что никакая сила вражья, ни внутренняя ни внешняя, погубить тебя не может, Вот пистолет, которым два раза я намеривался застрелить тебя, и который два раза осекался; теперь жизнь моя в твоей власти: поступи со мною по своей воле».               Петр ничего не ответил, спокойно выслушав, несколько раз прошелся по комнате и обращаясь к стоящему на коленях Кикину сказал: «Послов не секут, не рубят; Бог тебя простит». (Анекдот 125 стр. 132 часть 1-2).

      Таков был Петр в условиях смертельной опасности. Пусть каждый, желающий что-либо сказать о Петре примерит на себя эти ситуации и честно скажет сам себе, что бы он сделал, попав в такие переделки.